Отрасли

О районе

15 октября 2012 - admin2

Уярский район

Статус: муниципальный район
Дата образования: 4 апреля 1924 г.
Численность населения: 21268 чел.

Площадь территории: 2,196 тыс кв км
Удаленность от центра муниципального района до Красноярска: 95 км
Административный центр: г. Уяр

Число городских поселений: 1
Число сельских поселений: 9
Всего населенных пунктов: 32
в том числе сельских: 31

Адрес администрации: 663920, Красноярский край, Уярский район, г. Уяр, ул. Ленина, 85
Международный телефонный код: 39146
Контакты: тел. (39146) 2-14-58, факс (39146) 2-14-58
e-mail: uyar_glava@mail.ru

Границы и статус установлены Законом Красноярского края от 18.02.2005 № 13-3040 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Уярский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований"

                

 История  Уярского  района

        Календарь  знаменательных  дат  в  2014  году

      4       апреля  1924  года  приказом  Енисейского  губисполкома  был  образован  Уярский  район.  4  апреля – 90  лет  со  дня  образования  Уярского  района.

 

14      марта  1944  года  Указом  Президиума  Верховного  Совета 

РСФСР  посёлок  Уяр  был  отнесён  к  категории  города 

районного  подчинения.  14  марта – 70  лет  со  дня  присвоения  Уяру  статуса  города.

 

 Страницы  истории

      История  возникновения  Уяра  имеет  две  версии.  Современниками  много  лет  использовалась  первая  версия.  Но  в  результате  работы  краеведа  Георгия  Григорьевича  Мосунова  в  архивах, выдвинута  другая  версия.

     Первая  версия.  Известен  Уяр  с  1760 г., когда  отставной  солдат  Иван  Талалеев  из  Симбирской  губернии  поставил  на  берегу  неизвестной  реки, близ  глинистого  яра  свою  избу.  Неподалёку  от  его  дома  позже  были  построены  почтовая  станция  и  ямская  изба. Поселение  разрасталось  за  счёт  переселенцев  из  Латвии, Украины, Поволжья, Орловской  губернии  и  др.

     Вторая  версия. 16  марта  1733  года  Правительственный  Сенат  издаёт  Указ  о  строительстве  самого  большого  и  длинного  в  мире  колёсного  тракта. Вскоре  после  Сенатского  Указа  началось  устройство  дороги  на  территории  Красноярского  уезда  Енисейской  губернии. Были  определены  места  для  строительства  станций  и  зимовий  на  восток  от  Красноярска. От  Красноярска  до  Иркутской  границы  на  расстоянии  450  вёрст  было  размещено  четыре  станции: Кускун, Балай (Никольское), Рыбное, Канск. Кроме  того, восемь  зимовий, до  десяти  поселений – «кормилиц». Балайский (Никольский)  стан  был  построен  в  1735 г.  Вслед  за  ним, примерно  в  это  же  время, на  берегу  безымянной  речки  появляются  станок – зимовье  и  ямская  изба, получившие  название  « У Яра». Таким  образом, Уяр, как  населённый  пункт  возник  в  1735 – 1737 гг.

     Как  утверждают  письменные  источники, отставной  солдат  Иван  Талалеев  и  его  соседи  строили  свои  избы  в  1760  году  уже  рядом  с  существующими  строениями  ссыльных  поселенцев, станком  и  ямской  избой. Видно  и  впрямь  столь  удобно  да  удачно  было  место, что  не  стал  Иван – солдат  дальше  счастья  пытать, а  поставил  здесь  избу  добротную, крепкую, не  на  временное  поселение  рассчитанную, а  на  долгие  годы  жизни. Помимо  занятий  промыслом  таёжным, держал  Иван  Талалеев  и  почтовый  ям  «станец». Станция  такая  представляла  собой  большую  избу  из  2 – 3  комнат, хозяйственные  постройки  для  лошадей  и  хранения  фуража  и  сена. Все  постройки  огораживались  высоким  сплошным  забором  (заплотом)  из  лиственных  и  сосновых  плах – от  гостей  непрошенных: лесных  зверей  да  лихих  людей.

     В  последующие  годы  заселение  Уяра  продолжалось, и  к  1762  году  уярцев  было  72  человека. Соседствовали  рядом  как  вольные  переселенцы  « самоходы», так  и  ссыльные  поселенцы. К  1781  году  сложилась  на  месте  малого  Уярского  поселения  деревня  Уярская  в  30  дворов. Промышляли  зверя, ловили  рыбу, собирали  грибы, орехи  да  ягоды… Селились  вдоль  тракта  и  по  берегу  реки  Уярки  «тогда  она  называлась  Кожевня», а  на  восток  стало  строиться  другое  поселение  Преображенское. Со  временем  эти  два  поселения  слились  в  одно. К  1840  году  в  Уяре  проживало  544  жителя, в  Преображенском – 523  жителя.

     Жили  сытно, привольно – земли  то  вокруг  полно, не  ленись  только, обрабатывай, да  тайга  рядом – раздолье  охотничье. Новое  освоение  богатейших  земель  Восточной  Сибири  началось  именно  с  того, что  пролёг  по  этим  землям  самый  длинный  в  мире  Московско – Сибирский  тракт, и  переселение  в  эти  места  приняло  массовый  характер. До  Уяра  тракт  дошёл  в  1809  году.

     Около  80000  подвод  ежегодно  проходило  по  дороге, пролегающей  по  территории  нынешнего  Уярского  района. На  запад  везли  богатства  из  сибирского  края: пушнину, орехи, кожу, масло, соль, мёд, мясо  и  многое  другое. Из  Китая  обозы  в  100  и  более  подвод  шли  с  чаем, пролетали  почтовые  тройки  с  государственными  Указами  и  губернаторскими  Приказами. Жил  тракт  шумной, круглосуточно  не  утихающей  жизнью, а  вместе  с  ним  оживлялись, расширялись, обустраивались  притрактовые  поселения, к  которым  и  относилась  деревня  Уярская. Численность  населения  начала  быстро  расти. Народ  проживал  в  селе  разный: крестьяне, ремесленники, купцы, чиновники – каждому  находилось  дело  по  способностям  и  потребностям.

     Переселенцы  и  ссыльные  были  разных  национальностей. В  центральной  России  вспыхивали  различные  мятежи, восстания, и  всех  осужденных  отправляли  в  Сибирь, поэтому  наша  Сибирь  стала  второй  родиной  людям  разных  национальностей  и  вероисповеданий. Переселенцы  добровольно  и  вынужденно  шли  большими  семьями  и  на  новом  месте  старались  поселиться  все  вместе. Переселенцы  принесли  с  собой  и  свои  обычаи, и  нравы, ремесла, новую  культуру  земледелия.

     Надо  сказать, что  пользовалось  село  Уяр  в  те  давние  времена  и  дурной  славой. Среди  добрых  промыслов  был  у  наших  земляков – предков  промысел  особый – разбойный. Ограбленных  и  убитых  купцов  да  почтовиков  нередко  находили  в  Разбойном  логу  у  ручья, за  что  он  и  получил  своё  название – ручей  Разбойный ( в  просторечии  « Разбойка». И  хотя  времена  те  давно  прошли, а  название  сохранилось  до  сих  пор, как  память  о  прошлом, в  котором  и  светлых  и  тёмных  страниц  немало  было. Даже  проезжавший  на  Сахалин  писатель  А. П. Чехов, остановившись  на  одну  ночь  в  Уярском  селе, оставил  в  своём  дневнике  путешествий  краткую  заметку – памятку  о  тех  лихих  временах.

      Жило  село  своей  жизнью. Выглядело  оно, как  и  большинство  сибирских  сёл  того  времени: не мощёные  улицы, крепкие  и  добротные  дома. Появились  и  2-х  этажные  купеческие  особняки. В  1872  году  на  стыке  двух  поселений  была  построена  не большая  деревянная  церковь, а  раньше   на  этом  месте  стояла  часовня, в  ней  отпевали  умерших  на  этапе  каторжников. К  сожалению, вскоре  церковь  сгорела, но  уже  в  1874  году  была  восстановлена  в  больших  размерах. Тогда  же  был  здесь  основан  православный  Приход  храма  Спасо – Преображения. Кстати, наша  церковь  сегодня – единственная  сохранившаяся  деревянная  действующая  церковь  в  крае. Построена  по  типовому  проекту  в  стиле  русского  классицизма  на  средства  и  пожертвования  сибирского  Енисейского  казачества, в  чьи  обязанности  входили  охрана  и  сопровождение  ссыльных  каторжан.

В  Уяре  был  этапный  казённый  дом  с  арестантскими  камерами, конвойная  команда, дом  для  охраны.

     В  80-х  годах  девятнадцатого  века  Уяр  получил  статус  волостного  села. Число  населения  было  1360  мужчин, да  1387  женщин. А  ребятишек – то  и  не  считал  никто. Много  их  было, почти  каждая  семья  детьми  богата  была.  

     В  1885  году  в  церкви  была  создана  церковно – приходская  школа  на  три  класса. Училось  в  ней  22  ученика, среди  них  2  девочки. Первой  учительницей  была  Суханова  Лидия  Алексеевна – дочь  священника. И  стояла  эта  школа  сразу  за  переездом, сейчас  там  пустырь.

     Мирную  спокойную  жизнь  села  нарушила  нежданная  и  страшная  беда – в  ночь  на  23  мая  1892  года  случился  сильный  пожар. Огнём  была  уничтожена  четвёртая  часть  села, более  50  семей  остались  без  крова. После  долгой  переписки  с  чиновниками  12  октября  1892  года  был  утверждён  губернатором  проектный  план  по  застройке  села  Уярского. Началось  интенсивное  строительство  жилых  домов  и  подворий, торговых  лавок, кустарных  и  прочих  сооружений. Основное  строительство  было  сосредоточено  вдоль  речки  Уярки  и  близ  тракта.

     Промышленных  предприятий  в  девятнадцатом  веке  в  селе  ещё  не  было.  Жители  занимались  крестьянским  трудом, извозом, охотой  да  рыбалкой.  Грянуло  событие, изменившее  спокойную  размеренную  жизнь  села  Уярского – строительство  железной  дороги. Первая  одноколейка  строилась  через  Ольгино  и  станция  была  построена  в  Ольгино. Строительство  шло  быстро, а  уж  посмотреть  прибытие  на  станцию  первого  паровоза  сбежались  все – и  стар  и  млад, не  только  из  Уярского, но  и  со  всех  почти  окрестных  деревень, заимок  и  хуторов. Произошло  это  событие  16  февраля  1897  года. На  станцию  Ольгинскую  прибыл  первый  товарно – пассажирский  поезд  № 4,  следовавший  от  ст. Правый  берег  Енисея (Красноярск)  до  ст. Канск. В  составе  находились: пассажирский  вагон, разделённый  на  1  и  2  классы, два  вагона  3  класса  и  15  вагонов  с  табличкой  « 40  человек – 8  лошадей». Поезд  стоял  всего  5  минут, но  в  истории  нашего  района  это  было  огромное  событие. Старики  крестились  и  обзывали  приземистый  и  с  огромной  трубой  паровоз  « нечистой  силой», молодёжь  ликовала, а  уже  восторгу  ребятишек  предела  не  было.

     В  1908  году  в  связи  с  переустройством  железной  дороги  возникла  станция  Клюквенная  и  пристанционный  посёлок.  У  названия  « Клюквенная»  есть  две  версии  его  возникновения.  По  первой, название  произошло  от  места  расположения  станции. Было, мол, там  много  клюквы. А  вторая  версия  гласит, что  название  дано  по  имени  дорожного  инженера  Клюквина, который  руководил  стройкой  на  нашем  участке  дороги. Какая  из  этих  версий  правильнее, достоверно  не  знает  никто. Железная  дорога  перевернула  всю  жизнь  села, придала  ей  совсем  иной  ритм  и  послужила  толчком  к  дальнейшему  интенсивному  развитию.

     Своеобразным  символом  железнодорожной  станции  можно  назвать  водонапорную  башню. Строило  эту  башню  почти  всё  население  тогдашнего  села. Механизмов  никаких  не  было, и  строительство  велось  вручную. Носильщики, подававшие  кирпичи, имели  специальное  приспособление  с  « державами»  на  плечах, которое  называлось  « козуля». Помещалось  на  эту  козулю  12  кирпичей. И  носили  их  с  утра  до  вечера  наверх  по  специальным  сходням.

     На  месте  нынешнего  переходного  моста  через  железную  дорогу  в  те  времена  была  деревянная  эстакада. Два  коня  в  специальной  упряжке  с  помощью  длинного  троса  перетягивали  на  неё  вагонетки  с  углём, который  затем  загружали  в  тендеры  паровозов. Удивлялся  сельский  народ, привычный  к  ручному  труду, этой  « механизации».

     Село  Уяр  и  ст. Клюквенная  стояли  сначала  отдалённо  друг  от  друга, но, быстро  расстраиваясь, скоро  соединились  в  один  населённый  пункт. Проживало  в  конце  девятнадцатого  века    4708  человек.  И  в  то  время  было  737  дворов. Появились  торговые  лавки – монопольки, создавались  артели. Построили  народный  дом  и  контору  мирового  судьи. В  селе  Уяр  появились  две  школы, двухлетнее  училище, общественная  библиотека, почтовое  и  телеграфное  отделение, мельницы, кузницы. Открылось  сельскохозяйственное  общество.